Одним из навыков, необходимых туристу в водном походе является вязание морских узлов. Они могут пригодиться как при буксировке судов и швартовке, так и при постановке палаток и тентов и во многих других случаях.

Вязание морских узлов не так сложно, как кажется на первый взгляд. Рассмотрим прямой узел. Применяется для связывания двух концов растительного троса примерно равной толщины. Толстые тросы могут соединяться прямым узлом только временно и для небольших нагрузок, так как в противном случае, при большой нагрузке, узел может затянуться и его трудно будет развязать.

Одним из важных моментов при вязании морских узлов является возможность быстро их развязать в случае необходимости. Таков, например,  рифовый узел, применяемый при взятии рифов на парусах, и во всех случаях, когда требуется такое соединение двух тонких тросов, чтобы их можно было легко развязать. Способ вязки этого узла подобен вязке прямого узла.

Шкотовый узел. Применяется при ввязывании шкотов в шкотовые углы парусов и вообще в тех случаях, когда нужно быстро скрепить два троса примерно одинаковой толщины, что является одной из самых распространенных задач при вязании морских узлов..

Простой штык. Один из основных узлов в искусстве вязания морских узлов. Применяется для крепления швартовых тросов к береговым рымам и палам, к рымам бочек, а также при сращивании буксирных и других тросов. Простой штык состоит из двух полуштыков. Когда штык связан, ходовой его конец надежно прихватывают каболкой к коренному концу. При правильно связанном штыке сближенные полуштыки должны дать выбленочный узел.

Выбленочный узел. Применяется для вязания морских узлов вокруг рангоутного или другого круглого дерева или в тех случаях, когда необходимо связать один конец троса с серединой другого.

Удавка или затяжной узел. Применяется для крепления какого-либо предмета, предназначенного для буксировки при постоянном натяжении буксира. Для большей надежности удавка дополняется одним или несколькими шлагами.

Шлюпочный узел. Служит для крепления на шлюпке походных концов. При креплении шлюпки, стоящей у трапа судна, конец вяжется за загребную банку. При креплении походного конца на спасательной шлюпке конец вяжется за баковую банку. В походе на туристических лодках вязание морских узлов имеет очень важное значение.

Стопорный узел. Применяется, когда надо временно удержать туго натянутый трос. Коренной конец стопора надежно укрепляется, а ходовой обвязывается вокруг удерживаемого троса, как показано на рисунке.

Гачный узел. Применяется при временном креплении буксирного конца к гаку. Этот узел не затягивается при любой тяге, а снятый с гака, легко распускается.

Беседочный узел. Применяется для подъема человека на мачту или спуска за борт. Беседочный узел не затягивается, и обвязанный им человек может свободно работать на мачте или за бортом. Зачастую необходимо при проведении спасательных операций. Так вязание морских узлов позволяет обеспечить безопасность в водном походе.

Рыбацкий узел. Применяется в вязании морских узлов при креплении тросов к гакам, кошкам.

Буксирный узел. Применяется для быстрой задержки буксирного конца растительного троса на гаке. Буксирный узел вяжется последовательным наложением нескольких шлагов на гак восьмеркой. Этот узел позволяет травить и выбирать конец через гак, отдав один или два шлага.

Узел связывания чужими концами. Применяется для соединения тонких тросов.

Мы рассмотрели основные приемы вязания морских узлов. Как видите, это дело не только полезное, но и увлекательное.